Общечеловеческие ценности о воспитании

«Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов» – рекомендует в своём итоговом труде «Путь души (Путь жизни)» писатель, философ, педагог Л.Н. Толстой [2, с.5].

Знания, необходимые человеку для того чтобы хорошо прожить свою жизнь, мы понимаем как – общечеловеческие ценности.

Представляется, что общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания (т.е. совершенствования духовного мира) человека, - есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определенный уровень духовно-нравственного равновесия в обществе [5].

Общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию (совершенствованию духовного мира человека), содержат: духовно-нравственные основы: религий; философии (этики, эстетики); искусств (изобразительного - в виде полотен (репродукций) картин художников - реалистов, архитектурных памятников и скульптур; шедевров музыкального искусства в виде аудиозаписей известных и почитаемых во всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); классики всемирной литературы; культуры поведения и взаимоотношений между людьми; духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной истории; нравственные истоки истории государства (народа); нравственные основы педагогики; нравственные основы и смысл семейной жизни [5].

Один из самых мудрых людей всех времён и народов, великий философ, педагог, Академия которого в Афинах работала более 900лет, Аристокл (по прозвищу, данному Сократом, – Платон, т.е. широкий, мощный), в работе «Федон» (наст. назв. «О душе»), приводит четыре доказательства бессмертия души и делает вывод: «Раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» [3].

Мыслью о том, что человеку в течение жизни необходимо стать как можно лучше и как можно разумнее, Платон определяет основные составляющие процесса воспитания, но самое главное в том, что Платон называет воспитание смыслом жизни человека (т.е. основным занятием каждого человека)!

Полный текст см. здесь