ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК УЧЕБНОЙ ГРУППЫ (КЛАССА) – КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЕМЫХ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Системы воспитания учащихся СОШ и студентов ВУЗа на основе общечеловеческих ценностей включают конкретные элементы (мероприятия) в соответствии с определением процесса воспитания, предлагаемым современной этикой: «Процесс становления. обогащения и совершенствования личностного и духовного мира человека: освоение моральных (общечеловеческих) ценностей; выработка им нравственных (развитие положительных моральных и изжитие отрицательных) качеств; развитие способности ориентироваться на ( общечеловеческий идеал); практическое решение двух главных вопросов: как человек должен жить и что он должен (не должен) в жизни делать”[1].
Общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания человека есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определенный уровень духовно-нравственного равновесия в человеческом обществе.
Преподаватель ВУЗа (учитель), на основании требований современной дидактики, обязан включать в основную часть учебного занятия (урока) заранее спланированные воспитательные элементы[2].
Исходя из этического определения процесса воспитания преподавателю (учителю) целесообразно включать в виде воспитательных элементов: обогащение сознания обучаемых общечеловеческими ценностями; проведение воспитательной процедуры развития положительных и изжития отрицательных качеств; поиск ответов на вопросы: «Что должен человек в жизни делать, а чего не должен?» и др.
В качестве раздаточного материала для долговременного запоминания общечеловеческих ценностей, размножения результатов воспитательных процедур и решения других воспитательных проблем, преподавателю (учителю) рекомендуется «Информационный еженедельник группы (класса)» (Вариант для изучения дисциплины «Педагогические коммуникации» в Приложении1) в который целесообразно включать:
- элементы эстетики в стиле современного дизайна;
- нравственные истоки истории;
- поэзию (в т.ч. поэтическое творчество обучаемых);
-,, крылатые” мысли выдающихся личностей;
- отрывки из произведений литературной классики;
- элементы основных категорий педагогики;
- наставления основателей религий;
- этические категории, в т.ч. элементы вежливости и др. моральные качества;
- элементы здорового образа жизни;
- нравственные основы дружбы и любви;
- рекомендации обучаемым, на текущую неделю для прослушивания по радио и про-
смотра по телевидению радио и телевизионных программ высокого нравственного со-
держания(эти рекомендации определяют название «Информационный еженедельник»);
- групповые поздравления обучаемых с юбилеями, праздниками, памятными датами и др.
Название информационного еженедельника можно определять путём письменного или устного опроса обучаемых группы (класса) на конкурсной основе.
Литература:
1. Словарь по этике. – М.:Политиздат, 1989.
2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2001.
25.Трофимчук А.Г. Информационный еженедельник учебной группы (класса) - как элемент системы воспитания обучаемых на основе общечеловеческих ценностей // Профессиональное образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник науч. трудов / Новочеркасская гос. мелиорат. акад. Новочеркасск: НГМА, 2007.С.110-114.