МЕНЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

 

Трофимчук А.Г.

г.Новочеркасск, Россия

 

Аннотация: В статье описан процесс организации самовоспитания сотрудников правоохранительных органов в системе профессиональной переподготовки: инновационная теория воспитания; вариант Идеального портрета сотрудника правоохранительных органов; вариант Кодекса сотрудника правоохранительных органов.

Ключевые слова: самовоспитание, инновационная теория воспитания, Идеальный портрет и Кодекс сотрудника правоохранительных органов.

 

Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным их всех, которых производит Земля.

Аристокл (Платон)

 

Мысль, сформулированная выдающимся философом Греции более 2.5тыс. лет назад, актуальна и для современного общества.

Для сотрудников правоохранительных органов, - высокий профессионализм, вежливость, выдержка, патриотизм, честность, честь, чувство долга, являются ведущими свойствами и нравственными качествами личности.

Организация самовоспитания сотрудников правоохранительных органов, развитие ведущих свойств и нравственных качеств личности – комплексный процесс, включающий:

1)Инновационную теорию воспитания: научно-педагогическое определение процесса воспитания (его структура и основные элементы).

2)Идеальный портрет сотрудника правоохранительных органов.

3)Кодекс сотрудника правоохранительных органов.

I. Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей, представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека положительными эмоциями: альтруизма, героизма, гуманизма, красоты, любви, милосердия, патриотизма, радости, сочувствия, справедливости, целомудрия, эмпатии; с одновременным изжитием противоположных отрицательных: бюрократизма, волюнтаризма, конформизма, мести, нигилизма, предательства, ревности, сарказма, скептицизма, страха, тщеславия, ужасного и знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать, а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, честности, чувства нового, чуткости; с одновременным изжитием противоположных отрицательных: зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолю­бия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма, злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемерия малодушия, высокомерия, трусости, тунеядства, косности[2]), применёнными в повседневной жизнедеятельности[3].

I.I Основные элементы процесса воспитания:

1.1.1Досуговый центр совершенствования духовного мира педагогов и студентов – фундамент системы воспитания, представляющий синтез библиотеки, фонотеки и видеотеки с научно – методически отобраннымикнигами (н.п. Платон, диалоги: «О душе» (Федон), «Алкивиад – I»; Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни; Карлейль Т. Этика жизни; Лесков Н.С. Однодум; Толстой Л.Н. Круг чтения, Путь души (Путь жизни); Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном, Раздумья; Коэльо П. Книга воина света, Мактуб и мн. др.), аудиозаписями (н.п. Робертино Лоретти, Рашида Бейбутова, Эммы Шаплин, А. Нетребко, Е. Щербаченко и мн.др.; видеозаписями (Т.В.программ, н.п. «Романсиада» и мн.др.) и видео фильмами (н.п. «Моя прекрасная леди» (1964), США, реж. Дж. Кьюкор (в гл. ролях Одри Хепберн, Рекс Харрисон); «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), к-ст. им. М.Горького, реж. С. Пучинян (в гл. ролях Кирилл Лавров, Леонид Филатов) и мн.др.) высокого духовно-нравственного содержания, а также аппаратурой для прослушивания и просмотра и Дневником самовоспитания.

1.1.2 Воспитательная процедура выработки положительных эмоций и изжития отрицательных.

Для развития эмоций (н.п.) патриотизма (включающем: любовь к Родине и мужество (смелость + выдержка + самоотверженность) по защите и отстаиванию ее интересов):

  -прослушивание тематических музыкальных композиций, н.п. «Я люблю тебя Россия», музыка - Д.Тухманов, слова - М.Ножкин; «Что может быть лучше России», музыка - Е.Крылатов, слова - Л.Дербенёв и др.;

  -использование тематических музыкально - литературных композиций, н.п. «С чего начинается Родина?»;

  -просмотр тематических х.ф.: «Чрезвычайное происшествие», СССР, 1958, реж. В.Ивченко; «Журналист», СССР, 1967, реж. С. Герасимов; «На полпути в Париж», Россия, 2001, реж. Я. Лапшин и др.

  -посещение тематических выставок произведений изобразительного искусства (живописи, фото).

1.1.3 На примере анализа стихотворения "Заповедь", Редьярда Киплинга [1], поясняем процедуру поиска ответов на вопросы, - что должен и не должен человек в жизни делать?:

 zapoved

Вывод: Для высокого звания «Человек», - мне необходимо быть терпеливым, трудолюбивым, мужественным (смелым, выдержанным, самоотверженным), честным (правдивым, верным, идейным, принципиальным, искренним), бескорыстным.

Свои поиски ответов на вопросы, - что я должен (на) и не должен(на) в жизни делать, - мы вписываем в Таблицу 1, которую регулярно (ежедневно) пополняем.

tab1

1.1.4 Поэтапная воспитательная процедура развития положительных моральных качеств и изжития противоположных отрицательных:

а) Анализ характеристики положительного качества.

б) Анализ характеристики отрицательного качества.

в) Общечеловеческие ценности о положительном качестве.

г) Анализ необходимости развития положительных качеств: Почему положительное моральное качество необходимо развивать? Что происходит с человеком при отсутствии его в сознании? Сможет ли помочь его развитие Вашей повседневной жизнедеятельности? Чему, по Вашему мнению, поможет его развитие Вашим знакомым, друзьям, родным, близким и всем людям?

д) Анализ необходимости изжития отрицательных качеств: Как проявляется отрицательное моральное качество в Вашей повседневной деятельности? Что способствует его проявлению? Почему это качество необходимо изживать?

е) Определение составляющих положительного морального качества, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

ж) Ежедневный контроль проявления обоих качеств с записью в Дневник самовоспитания:

   -Проявлялось ли изживаемое отрицательное моральное качество в течение дня, что этому способствовало, и можно ли было избежать его проявления.

   -Проявляется ли развиваемое положительное моральное качество или что мешает его проявлению.

   -Регулярная (по результатам наблюдения за развитием или в конце цикла развития конкретного положительного морального качества) самооценка количественного уровня развития и определение присутствия его антонима - отрицательного морального качества (см. Таблица 2).

 tab21.1.5 Комплекс самовоспитания (семейного взаимовоспитания).

Каждый вечер (регулярно) я (мы всей семьёй) примерно в 20 часов, занимаюсь (емся) самовоспитанием (взаимовоспитанием). Слушаю (ем) любимые музыкальные произведения; пою (ём) под караоке свои любимые песни и романсы, читаю (читаем вслух и обсуждаем) «Круг чтения» Л.Н.Толстого и выделяю (совместно выделяем) ответы на вопросы, что должен и не должен человек в жизни делать и делаем записи в свой Дневник самовоспитания, в соответственную, не прекращающуюся Таблицу 1; рассматриваю и повторяю (совместно обсуждаем предыдущие записи в Таблице 1); смотрю (смотрим и обсуждаем) видеофильмы и видеопрограммы высокого духовно-нравственного содержания; занимаюсь (совместно занимаемся) развитием очередного положительного морального качества и изжитием противоположного отрицательного с записью в Дневник самовоспитания; играем в настольную, семейную, образовательную игру «Занимательная этика»; рассматриваю, анализирую (совместно рассматриваем и анализируем) сайты в интернете и альбомы высокого изобразительного искусства, делаю (делаем) записи в Дневник самовоспитания; анализирую (совместно обсуждаем и анализируем) текущие духовно-нравственные события общественной жизни: ЗОЖ, ТВ и радиопрограммы, фильмы, премьеры, концерты, вернисажи; планирую (планируем совместные) творческие дела, приносящие пользу окружающим людям; в заключение, посылаю (совместно посылаем) красивые, добрые и высоконравственные мысли – чтобы всем людям было хорошо!

  1. II. Вариант Идеального портрета сотрудника (цы) правоохранительных органов (для руководства и знания основ перспектив самовоспитания):

  -любит (уважает) свою профессию сотрудника правоохранительных органов;

  -патриот Родины: любит Родину и обладает мужеством (смелый + выдержанный + самоотверженный) по защите и отстаиванию ее интересов;

  -дисциплинированный (ая) (вежливый + правдивый + выдержанный + терпимый);

  -обладает чувством долга (верный + принципиальный + идейный + самоотверженный);

  -уважает руководство, коллег-сотрудников и старается оказать дружескую помощь и поддержку;

  -знает табельное оружие, успешно выполняет упражнения учебно-боевых стрельб и знает правила и порядок применения;

  -строен, подтянут, успешно выполняет требования нормативов по физподготовке;

  -знает и умеет применять в сложных ситуациях основные приемы Самбо и рукопашного боя;

  -в служебной деятельности руководствуется Кодексом сотрудника правоохранительных органов и Торжественным обещанием по охране законных прав граждан и др. руководящими документами;

  -живет здоровым образом жизни (без: грубости и ненормативной лексики, алкоголя, наркотиков, табака, грубой пищи, злословия, злорадства, карьеризма; мещанства, косности, скупости, вероломства, зазнайства, цинизма, лицемерия, малодушия, корыстолюбия, эгоизма, высокомерия, трусости, ханжества, тунеядства, косности, чванства, распутства);

  -знает смысл рождения и воспитания детей;

  -разносторонне подготовлен (на) (готовится) к семейной жизни, самостоятелен (на) в быту, знает критерии совместимости, знает основы дружбы и любви, знает основы рождения здорового и беспроблемного ребенка [ЗОЖ в течение 0.5года и до конца жизни, здоровое зачатие, пренатальное и перенатальное воспитание]);

  -имеет домашний досуговый центр – книги, аудио и видео записи высокого духовно - нравственного содержания и аппаратура для их прослушивания и просмотра;

  -имеет и ведет дневник самовоспитания;

  -умеет заниматься самовоспитанием (семейным взаимовоспитанием) и воспитывать детей;

  - умеет себя вести гармонично в служебных и во всех жизненных ситуациях;

  -добрый и честный рыцарь по отношению к прекрасной половине человечества (благородная и честная вдохновительница на все доброе и прекрасное по отношению к сильной половине человечества);

  -умеет себя вести в семье так, что на него (неё) невозможно обидеться;

  -имеет высоконравственное хобби;

  -умеет красиво и привлекательно принимать гостей по сценарию (встреча гостей, торжественная часть, угощение, развлечения, проводы гостей).

III. Вариант Кодекса сотрудника правоохранительных органов:

  -любит (уважает) учреждение своего труда по защите прав граждан и гордится статусом сотрудника правоохранительных органов;

  -вежлив, выдержан, искренен, терпим, скромен с сотрудниками, руководством, и не допускает во взаимоотношениях грубости, зазнайства, злословия, лицемерия, высокомерия, карьеризма; честен в выполнении своих служебных обязанностей;

  -выдержан в общении с правонарушителями; в меру требователен и бескорыстен; объективен в оценке правонарушения;

  -подает гражданам личный пример нравственности, здорового образа жизни, подтянутости, опрятности и чистоты внешнего вида в соответствии со статусом сотрудника правоохранительных органов России;

  - является представителем государственной власти и находится под защитой государства;

  - его законные требования, как сотрудника правоохранительных органов обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами;

  - невыполнение его законных требований как сотрудника правоохранительных органов, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, а также посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество членов семей, близких родственников, в связи с исполнением его как сотрудника правоохранительных органов служебных обязанностей и служебного долга, влечет установленную законом ответственность;

  -при выполнении возложенных на него обязанностей, руководствуется Законами Российской Федерации и подчиняется только руководителю правоохранительного органа, непосредственным и уполномоченным руководителям;

  -противоправное вмешательство в деятельность сотрудника правоохранительных органов влечет установленную законами ответственность;

  -при получении приказа или указания, противоречащих закону, сотрудник правоохранительных органов обязан руководствоваться законом, и находится под его защитой;

  -он не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания к правонарушителям;  -он обязан обеспечить полную охрану здоровья задержанных им лиц, принять немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости;  -любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка;  -имеет право на обжалование принимаемых в отношении него решений и действий вышестоящим должностным лицам или в суд;  -не несет ответственности за вред, причиненный применением специальных средств и физической силы, оружия, при задержании особо опасного преступника;  -любит (уважает) и чтит память ветеранов правоохранительных органов; стремится оказать моральную и материальную помощь и поддержку;  -с вниманием и заботой принимает в свои ряды молодых сотрудников, помогает им в становлении и овладении профессиональным мастерством.

От добросовестного выполнения сотрудниками правоохранительных органов каждого отдельного элемента и всего Кодекса в целом, во многом зависит спокойствие, благосостояние, толерантность и процветание современного общества России!

Список литературы

1.Киплинг Р.Заповедь [Электронный ресурс].URL: http://www.annalevinson.com/psychology /zapoved.html. (дата обращения: 14.01.2015).

2.Словарь по этике / Под. ред.А.А. Гусейнова и И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.

3.Трофимчук А.Г.Воспитание на основе общечеловеческих ценностей: монография /Новочеркасская гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2009. – 170с. Деп. в ИНИОН РАН 3.6.2009.№60749.

Яндекс.Метрика